Изучаем законодательство.
9 мая 2015 года вступил в силу Закон Луганской Народной Республики № 22-ІІ от 30.04.2015 года, которым внесены существенные изменения в Закон Луганской Народной Республики № 36-І от 04.11.2014 года «Об управлении и распоряжении собственностью Луганской Народной Республики».
Законом «Об управлении и распоряжении собственностью Луганской Народной Республики» разграничивается определение понятий государственной собственности и муниципальной собственности, устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью Луганской Народной Республики.
Согласно указанного Закона к государственной собственности Луганской Народной Республики относится:
1) земля и другие природные ресурсы, земельные участки на территории Луганской Народной Республики, за исключением находящихся в собственности соответствующих территориальных громад, физических и юридических лиц;
2) все государственное (принадлежавшее государству Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Луганской Народной Республики;
3) все имущество, которое являлось общей собственностью территориальных громад сел, поселков, городов Луганской области и управление которым осуществлял Луганский областной совет;
4) учреждения культуры, образования, спорта, здравоохранения, науки, принадлежавшие территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах Луганской области на праве коммунальной собственности.
К муниципальной собственности в Луганской Народной Республике относится имущество, принадлежавшее территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах Луганской области на праве коммунальной собственности, за исключением имущества, указанного в пунктах 3, 4 части 2 статьи 1 данного Закона.
Действие данного Закона распространяется на отношения, связанные с управлением и распоряжением государственной собственностью Луганской Народной Республики.
Под управлением собственностью понимается установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, отчуждения.
Под распоряжением собственностью понимаются полномочия собственника, заключающиеся в возможности передачи, отчуждении, самостоятельном использовании имущества.
Действие этого Закона не распространяется на отношения, связанные с управлением и распоряжением:
средствами бюджета Луганской Народной Республики и ценными бумагами;
объектами муниципальной собственности;
объектами частной и иных форм собственности;
земельными, водными и иными природными ресурсами Луганской Народной Республики.
Данным Законом определены полномочия в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Главы Луганской Народной Республики, Народного Совета ЛНР, Совета Министров ЛНР, уполномоченного органа – Фонда государственного имущества ЛНР, исполнительных органов государственной власти.
Согласно Закона недвижимое имущество Луганской Народной Республики, доли (паи, акции) в уставных капиталах юридических лиц подлежат учету в Реестре государственного имущества Луганской Народной Республики.
Порядок учета госимущества определяется Советом Министров ЛНР.
Держателем Реестра госимущества является Фонд государственного имущества ЛНР.
Также данным Законом закреплены положения о передаче имущества Луганской Народной Республики в безвозмездное пользование, в аренду, о передаче государственного имущества, составляющего казну ЛНР в залог и доверительное управление, о передаче государственного имущества в муниципальную собственность.
Законом определено, что передача имущества Луганской Народной Республики в муниципальную собственность осуществляется при разграничении полномочий между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления для обеспечения осуществления полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Решения о передаче имущества из государственной собственности в муниципальную собственность и наоборот принимаются Советом Министров ЛНР на основании предложений уполномоченного органа, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Но, поскольку на сегодняшний день полномочия между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления не разграничены, то и говорить о распоряжении муниципальной собственностью сейчас мы не можем.
Во исполнение данного Закона 19 мая 2015 года Советом Министров ЛНР были приняты два постановления № 02-04/143/15 «Об утверждении Положения об осуществлении исполнительными органами ЛНР функций и полномочий учредителя государственного унитарного предприятия, государственного учреждения ЛНР», вступившее в законную силу 30.05.2015 года и № 02-04/142/15 «О вопросах деятельности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений ЛНР», вступившее в законную силу 29.05.2015 года.
Согласно Положения об осуществлении исполнительными органами ЛНР функций и полномочий учредителя государственного унитарного предприятия, государственного учреждения ЛНР функции и полномочия учредителя в отношении предприятия, учреждения осуществляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находится это предприятие, учреждение, в нашем случае – это Администрация города Свердловска и Свердловского района (далее- Администрация).
Администрация в установленном законодательством порядке:
1) инициирует перед Советом Министров ЛНР создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, учреждения;
2) утверждает устав предприятия, учреждения;
3) назначает и увольняет руководителя предприятия, учреждения по согласованию с Главой ЛНР;
4) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем, предприятия, учреждения;
5) формирует и утверждает государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными уставом предприятия, учреждения основными видами деятельности;
6) определяет перечень мероприятий, направленных на развитие предприятия, учреждения;
7) вносит в Совет Министров ЛНР предложения о закреплении за предприятием, учреждением имущества и об изъятии данного имущества;
8) предварительно согласовывает совершение предприятием, учреждением крупных сделок;
9) согласовывает структуру и штатное расписание предприятия, учреждения;
10) согласовывает условия оплаты труда предприятия, учреждения;
11) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности предприятия, учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества;
12) осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания;
13) определяет предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности предприятия, учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем предприятия, учреждения по инициативе работодателя;
14) осуществляет контроль за использованием имущества предприятия, учреждения, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия, учреждения установленными уставом, а также за неиспользованием по целевому назначению выделенных предприятию, учреждению бюджетных и внебюджетных средств;
15) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные законодательством Луганской Народной Республики.
Постановлением Совета Министров ЛНР «О вопросах деятельности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений ЛНР» утверждены:
Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, а также утверждения уставов и внесения в них изменений;
Порядок назначения руководителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, заключения и расторжения с ними трудовых договоров и порядок их аттестации;
типовой трудовой договор с руководителем подведомственного государственного унитарного предприятия, государственного учреждения.
Согласно Порядка создания, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, создание таких предприятий и учреждений осуществляется по инициативе исполнительного органа государственной власти ЛНР, к ведению которого будет относится данное предприятие, учреждение или по инициативе Совета Министров ЛНР.
Решение о создании государственного унитарного предприятия, государственного учреждения принимается Советом Министров ЛНР.
Проект такого решения подготавливается Администрацией и должен содержать:
а) полное наименование создаваемого государственного унитарного предприятия, государственного учреждения;
б) цели и предмет деятельности, а также перечень филиалов и представительств, на учреждение которых необходимо получение согласия от Совета Министров ЛНР;
в) полное наименование исполнительного органа государственной власти, к ведению которого будет относится данное предприятие, учреждение;
г) сведения об имуществе, которое планируется закрепить за государственным унитарным предприятием, государственным учреждением;
д) предельную штатную численность работников;
е) перечень мероприятий по созданию государственного унитарного предприятия, государственного учреждения с указанием сроков их проведения.
Одновременно с проектом решения в Совет Министров ЛНР представляется пояснительная записка, которая должна содержать:
а) обоснование целесообразности создания государственного унитарного предприятия, государственного учреждения;
б) информацию о предоставлении создаваемому государственному унитарному предприятию, государственному учреждению права выполнять государственные функции.
Данный проект решения подлежит обязательному согласованию с Главой Луганской Народной Республики, Министерством финансов ЛНР, Фондом государственного имущества ЛНР.
Решение Совета Министров ЛНР о создании государственного унитарного предприятия, государственного учреждения, является основанием для разработки Администрацией в месячный срок устава государственного унитарного предприятия, государственного учреждения.
После разработки проект устава направляется для согласования в Министерство финансов ЛНР и Фонд государственного имущества ЛНР, которые в течение пятнадцати дней с даты поступления согласовывают проект устава или возвращают с обоснованными замечаниями на доработку.
В десятидневный срок с даты поступления согласованного устава Администрация издает нормативный правовой акт об утверждении устава.
В соответствии с Порядком назначения на должность руководителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений отбор претендентов на должность руководителя осуществляется Администрацией.
Основными требованиями при отборе кандидатур на должность руководителя являются:
1) полное высшее образование по необходимому профилю и уровень профессиональной подготовки;
2) стаж работы по специальности на руководящих должностях по соответствующему профилю предприятия, учреждения не менее 3 лет.
Руководители подведомственных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений назначаются на должность Администрацией по согласованию с Главой Луганской Народной Республики.
Администрация готовит и направляет на согласование Главе Луганской Народной Республики письменное предложение о кандидатуре руководителя и заключении с ним трудового договора (с указанием срока действия трудового договора).
К указанному предложению прилагаются:
1) биографическая справка кандидата;
2) письменное одобрение Председателя Совета Министров ЛНР по предлагаемой кандидатуре;
3) результаты специальной проверки, проведенной Министерством внутренних дел ЛНР и Министерством государственной безопасности ЛНР в отношении кандидата.
Специальная проверка в отношении кандидата на должность руководителя проводится Министерством внутренних дел и Министерством госбезопасности в семидневный срок со дня письменного обращения исполнительного органа государственной власти.
На согласование с Главой ЛНР запрещается направлять кандидатуру на должность руководителя без письменного одобрения Председателя Совета Министров ЛНР предлагаемой кандидатуры, без результатов специальной проверки или с отрицательными результатами специальной проверки.
В случае получения согласия от Главы Луганской Народной Республики Администрация заключает трудовой договор и издает распоряжение о назначении соответствующего лица на должность руководителя.
Трудовой договор заключается на срок от одного года до пяти лет. Конкретный срок, определяется соглашением сторон. По окончании срока действия, трудовой договор по соглашению сторон может быть продлен или заключен на новый срок.
Расторжение трудового договора осуществляется по согласованию с Главой Луганской Народной Республики и по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, а также по дополнительным основаниям и условиям, которые предусмотрены непосредственно в трудовом договоре.
Отрицательные результаты аттестации, которая проводится по истечении каждых последующих трех лет пребывания на должности руководителя, являются также основанием для прекращения трудовых отношений с руководителем и расторжения с ним трудового договора.
Во исполнение указанных нормативно-правовых актов исполнительным органам государственной власти ЛНР, в том числе и Администрации города Свердловска и Свердловского района необходимо принять меры по их неукоснительному выполнению и инициировать перед Советом Министров создание подведомственных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений.
Законом «Об управлении и распоряжении собственностью Луганской Народной Республики» разграничивается определение понятий государственной собственности и муниципальной собственности, устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью Луганской Народной Республики.
Согласно указанного Закона к государственной собственности Луганской Народной Республики относится:
1) земля и другие природные ресурсы, земельные участки на территории Луганской Народной Республики, за исключением находящихся в собственности соответствующих территориальных громад, физических и юридических лиц;
2) все государственное (принадлежавшее государству Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Луганской Народной Республики;
3) все имущество, которое являлось общей собственностью территориальных громад сел, поселков, городов Луганской области и управление которым осуществлял Луганский областной совет;
4) учреждения культуры, образования, спорта, здравоохранения, науки, принадлежавшие территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах Луганской области на праве коммунальной собственности.
К муниципальной собственности в Луганской Народной Республике относится имущество, принадлежавшее территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах Луганской области на праве коммунальной собственности, за исключением имущества, указанного в пунктах 3, 4 части 2 статьи 1 данного Закона.
Действие данного Закона распространяется на отношения, связанные с управлением и распоряжением государственной собственностью Луганской Народной Республики.
Под управлением собственностью понимается установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, отчуждения.
Под распоряжением собственностью понимаются полномочия собственника, заключающиеся в возможности передачи, отчуждении, самостоятельном использовании имущества.
Действие этого Закона не распространяется на отношения, связанные с управлением и распоряжением:
средствами бюджета Луганской Народной Республики и ценными бумагами;
объектами муниципальной собственности;
объектами частной и иных форм собственности;
земельными, водными и иными природными ресурсами Луганской Народной Республики.
Данным Законом определены полномочия в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Главы Луганской Народной Республики, Народного Совета ЛНР, Совета Министров ЛНР, уполномоченного органа – Фонда государственного имущества ЛНР, исполнительных органов государственной власти.
Согласно Закона недвижимое имущество Луганской Народной Республики, доли (паи, акции) в уставных капиталах юридических лиц подлежат учету в Реестре государственного имущества Луганской Народной Республики.
Порядок учета госимущества определяется Советом Министров ЛНР.
Держателем Реестра госимущества является Фонд государственного имущества ЛНР.
Также данным Законом закреплены положения о передаче имущества Луганской Народной Республики в безвозмездное пользование, в аренду, о передаче государственного имущества, составляющего казну ЛНР в залог и доверительное управление, о передаче государственного имущества в муниципальную собственность.
Законом определено, что передача имущества Луганской Народной Республики в муниципальную собственность осуществляется при разграничении полномочий между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления для обеспечения осуществления полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Решения о передаче имущества из государственной собственности в муниципальную собственность и наоборот принимаются Советом Министров ЛНР на основании предложений уполномоченного органа, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Но, поскольку на сегодняшний день полномочия между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления не разграничены, то и говорить о распоряжении муниципальной собственностью сейчас мы не можем.
Во исполнение данного Закона 19 мая 2015 года Советом Министров ЛНР были приняты два постановления № 02-04/143/15 «Об утверждении Положения об осуществлении исполнительными органами ЛНР функций и полномочий учредителя государственного унитарного предприятия, государственного учреждения ЛНР», вступившее в законную силу 30.05.2015 года и № 02-04/142/15 «О вопросах деятельности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений ЛНР», вступившее в законную силу 29.05.2015 года.
Согласно Положения об осуществлении исполнительными органами ЛНР функций и полномочий учредителя государственного унитарного предприятия, государственного учреждения ЛНР функции и полномочия учредителя в отношении предприятия, учреждения осуществляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находится это предприятие, учреждение, в нашем случае – это Администрация города Свердловска и Свердловского района (далее- Администрация).
Администрация в установленном законодательством порядке:
1) инициирует перед Советом Министров ЛНР создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, учреждения;
2) утверждает устав предприятия, учреждения;
3) назначает и увольняет руководителя предприятия, учреждения по согласованию с Главой ЛНР;
4) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем, предприятия, учреждения;
5) формирует и утверждает государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными уставом предприятия, учреждения основными видами деятельности;
6) определяет перечень мероприятий, направленных на развитие предприятия, учреждения;
7) вносит в Совет Министров ЛНР предложения о закреплении за предприятием, учреждением имущества и об изъятии данного имущества;
8) предварительно согласовывает совершение предприятием, учреждением крупных сделок;
9) согласовывает структуру и штатное расписание предприятия, учреждения;
10) согласовывает условия оплаты труда предприятия, учреждения;
11) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности предприятия, учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества;
12) осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания;
13) определяет предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности предприятия, учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем предприятия, учреждения по инициативе работодателя;
14) осуществляет контроль за использованием имущества предприятия, учреждения, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия, учреждения установленными уставом, а также за неиспользованием по целевому назначению выделенных предприятию, учреждению бюджетных и внебюджетных средств;
15) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные законодательством Луганской Народной Республики.
Постановлением Совета Министров ЛНР «О вопросах деятельности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений ЛНР» утверждены:
Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, а также утверждения уставов и внесения в них изменений;
Порядок назначения руководителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, заключения и расторжения с ними трудовых договоров и порядок их аттестации;
типовой трудовой договор с руководителем подведомственного государственного унитарного предприятия, государственного учреждения.
Согласно Порядка создания, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, создание таких предприятий и учреждений осуществляется по инициативе исполнительного органа государственной власти ЛНР, к ведению которого будет относится данное предприятие, учреждение или по инициативе Совета Министров ЛНР.
Решение о создании государственного унитарного предприятия, государственного учреждения принимается Советом Министров ЛНР.
Проект такого решения подготавливается Администрацией и должен содержать:
а) полное наименование создаваемого государственного унитарного предприятия, государственного учреждения;
б) цели и предмет деятельности, а также перечень филиалов и представительств, на учреждение которых необходимо получение согласия от Совета Министров ЛНР;
в) полное наименование исполнительного органа государственной власти, к ведению которого будет относится данное предприятие, учреждение;
г) сведения об имуществе, которое планируется закрепить за государственным унитарным предприятием, государственным учреждением;
д) предельную штатную численность работников;
е) перечень мероприятий по созданию государственного унитарного предприятия, государственного учреждения с указанием сроков их проведения.
Одновременно с проектом решения в Совет Министров ЛНР представляется пояснительная записка, которая должна содержать:
а) обоснование целесообразности создания государственного унитарного предприятия, государственного учреждения;
б) информацию о предоставлении создаваемому государственному унитарному предприятию, государственному учреждению права выполнять государственные функции.
Данный проект решения подлежит обязательному согласованию с Главой Луганской Народной Республики, Министерством финансов ЛНР, Фондом государственного имущества ЛНР.
Решение Совета Министров ЛНР о создании государственного унитарного предприятия, государственного учреждения, является основанием для разработки Администрацией в месячный срок устава государственного унитарного предприятия, государственного учреждения.
После разработки проект устава направляется для согласования в Министерство финансов ЛНР и Фонд государственного имущества ЛНР, которые в течение пятнадцати дней с даты поступления согласовывают проект устава или возвращают с обоснованными замечаниями на доработку.
В десятидневный срок с даты поступления согласованного устава Администрация издает нормативный правовой акт об утверждении устава.
В соответствии с Порядком назначения на должность руководителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений отбор претендентов на должность руководителя осуществляется Администрацией.
Основными требованиями при отборе кандидатур на должность руководителя являются:
1) полное высшее образование по необходимому профилю и уровень профессиональной подготовки;
2) стаж работы по специальности на руководящих должностях по соответствующему профилю предприятия, учреждения не менее 3 лет.
Руководители подведомственных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений назначаются на должность Администрацией по согласованию с Главой Луганской Народной Республики.
Администрация готовит и направляет на согласование Главе Луганской Народной Республики письменное предложение о кандидатуре руководителя и заключении с ним трудового договора (с указанием срока действия трудового договора).
К указанному предложению прилагаются:
1) биографическая справка кандидата;
2) письменное одобрение Председателя Совета Министров ЛНР по предлагаемой кандидатуре;
3) результаты специальной проверки, проведенной Министерством внутренних дел ЛНР и Министерством государственной безопасности ЛНР в отношении кандидата.
Специальная проверка в отношении кандидата на должность руководителя проводится Министерством внутренних дел и Министерством госбезопасности в семидневный срок со дня письменного обращения исполнительного органа государственной власти.
На согласование с Главой ЛНР запрещается направлять кандидатуру на должность руководителя без письменного одобрения Председателя Совета Министров ЛНР предлагаемой кандидатуры, без результатов специальной проверки или с отрицательными результатами специальной проверки.
В случае получения согласия от Главы Луганской Народной Республики Администрация заключает трудовой договор и издает распоряжение о назначении соответствующего лица на должность руководителя.
Трудовой договор заключается на срок от одного года до пяти лет. Конкретный срок, определяется соглашением сторон. По окончании срока действия, трудовой договор по соглашению сторон может быть продлен или заключен на новый срок.
Расторжение трудового договора осуществляется по согласованию с Главой Луганской Народной Республики и по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, а также по дополнительным основаниям и условиям, которые предусмотрены непосредственно в трудовом договоре.
Отрицательные результаты аттестации, которая проводится по истечении каждых последующих трех лет пребывания на должности руководителя, являются также основанием для прекращения трудовых отношений с руководителем и расторжения с ним трудового договора.
Во исполнение указанных нормативно-правовых актов исполнительным органам государственной власти ЛНР, в том числе и Администрации города Свердловска и Свердловского района необходимо принять меры по их неукоснительному выполнению и инициировать перед Советом Министров создание подведомственных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений.
Виктория Назаренко, начальник юридического отдела Администрации города Свердловска