Война и мир
Когда начинался военный конфликт, меня стали спрашивать, что я думаю по поводу происходящего? Даже во время службы, на исповеди, люди были испуганы происходящим, и это мешало им сосредоточиться на своих грехах.
Поскольку ко мне обращались как к человеку верующему, то, решил я, и отвечать буду соответственно. И тогда мне пришла на память одна библейская история. Однажды, когда в знойный день Авраам сидел при входе в шатер, увидел он трех путников и, проявляя гостеприимство, пригласил их к себе и стал служить им. И потому, что они пообещали ему через год рождение сына, он понял, что это Господь посетил его. Когда же они собрались уходить, выяснилось, что идут они удостовериться, как живут в Содоме и Гоморре. Авраам забеспокоился, там жил его племянник Лот, а люди, жившие в этих городах, были очень развратными. Понимая, чего они заслуживает, он стал спрашивать Бога: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем»? Господь пообещал, что если найдет 50 праведников, ради них он пощадит место то. По восточному обычаю, Авраам стал торговаться: «Я прах и пыль под ногами твоими, смею просить тебя: а если не хватит 5 до 50?». Господь пообещал помиловать города. «А если будет только 40?». И так доторговались они до 10 праведников. Но это не спасло город, нашелся только один праведник - Лот, и легче было его вывести оттуда. Говорят, на месте этих городов теперь находится Мертвое море...
Видимо, не нашлось у нас и десяти праведников, раз Господь допустил эти беды на нашу землю. А где им взяться в первую очередь? Ведь церковь нужна для того, чтобы люди не просто ходили в храм, а меняли свою жизнь. В школу тоже много детей ходят, но не все учатся. Выходит, и на нас есть вина в происходящем. А вместо того, чтобы исправиться самим (и это нам под силу) и изменить ситуацию, мы по-прежнему занимаемся осуждением других (и этим их не изменишь). Любой внимательный к духовной жизни знает закон: в чем кого осудишь - в том и сам будешь! «Ты негодуешь на войну, но если ты несправедлив и обидчив, если ты ежедневно воюешь с женою, детьми, слугами и соседями, то справедливо ли ты гневаешься на войну?» - пишет свт. Киприан Карфагенский к Димитриану.
Среди прославленных в чине святых в православной церкви много солдат. Значит ли это, что церковь поощряет войны? Георгий Победоносец, Александр Невский, Димитрий Донской, Феодор Ушаков и многие другие стали святыми не потому, что воевали, а скорее вопреки. Сам Иисус Христос не запрещал профессии военного, что видно из Его встречи с римским сотником после того, когда Он вылечил его слугу. Спаситель не осудил профессию военного и не запретил римскому сотнику быть военным. А при встрече с ним «сказал Иисус Христос сотнику: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». А Иоанн Креститель, от имени Христа проповедовавший учение, на вопрос солдат о том, как им жить, не запретил их профессию, а указал на то, чтобы они не причиняли зла и не имели сверх положенного: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».
И хотя в Евангелии от Иоанна упоминается заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - не в контексте войны многие ссылаются именно на нее. Но при этом не следует забывать, что выполняя эту заповедь, воин нарушает другую: «Не убивай».
В повести о Петре и Февронии, воюя со змием (злом), Петр при этом сам заразился некой болезнью, и потребовалось излечение через смирение. Поэтому солдаты после войны проходили, как бы сейчас сказали, реабилитацию, по церковным правилам их отлучали от причастия на три года и врачевали их души (что я рекомендую и современным солдатам). Православные воины воюют, движимые любовью к с своему Отечеству и родным, желая их защитить от зла, а не жаждою мести и ненависти.
Поскольку ко мне обращались как к человеку верующему, то, решил я, и отвечать буду соответственно. И тогда мне пришла на память одна библейская история. Однажды, когда в знойный день Авраам сидел при входе в шатер, увидел он трех путников и, проявляя гостеприимство, пригласил их к себе и стал служить им. И потому, что они пообещали ему через год рождение сына, он понял, что это Господь посетил его. Когда же они собрались уходить, выяснилось, что идут они удостовериться, как живут в Содоме и Гоморре. Авраам забеспокоился, там жил его племянник Лот, а люди, жившие в этих городах, были очень развратными. Понимая, чего они заслуживает, он стал спрашивать Бога: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем»? Господь пообещал, что если найдет 50 праведников, ради них он пощадит место то. По восточному обычаю, Авраам стал торговаться: «Я прах и пыль под ногами твоими, смею просить тебя: а если не хватит 5 до 50?». Господь пообещал помиловать города. «А если будет только 40?». И так доторговались они до 10 праведников. Но это не спасло город, нашелся только один праведник - Лот, и легче было его вывести оттуда. Говорят, на месте этих городов теперь находится Мертвое море...
Видимо, не нашлось у нас и десяти праведников, раз Господь допустил эти беды на нашу землю. А где им взяться в первую очередь? Ведь церковь нужна для того, чтобы люди не просто ходили в храм, а меняли свою жизнь. В школу тоже много детей ходят, но не все учатся. Выходит, и на нас есть вина в происходящем. А вместо того, чтобы исправиться самим (и это нам под силу) и изменить ситуацию, мы по-прежнему занимаемся осуждением других (и этим их не изменишь). Любой внимательный к духовной жизни знает закон: в чем кого осудишь - в том и сам будешь! «Ты негодуешь на войну, но если ты несправедлив и обидчив, если ты ежедневно воюешь с женою, детьми, слугами и соседями, то справедливо ли ты гневаешься на войну?» - пишет свт. Киприан Карфагенский к Димитриану.
Среди прославленных в чине святых в православной церкви много солдат. Значит ли это, что церковь поощряет войны? Георгий Победоносец, Александр Невский, Димитрий Донской, Феодор Ушаков и многие другие стали святыми не потому, что воевали, а скорее вопреки. Сам Иисус Христос не запрещал профессии военного, что видно из Его встречи с римским сотником после того, когда Он вылечил его слугу. Спаситель не осудил профессию военного и не запретил римскому сотнику быть военным. А при встрече с ним «сказал Иисус Христос сотнику: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». А Иоанн Креститель, от имени Христа проповедовавший учение, на вопрос солдат о том, как им жить, не запретил их профессию, а указал на то, чтобы они не причиняли зла и не имели сверх положенного: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».
И хотя в Евангелии от Иоанна упоминается заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - не в контексте войны многие ссылаются именно на нее. Но при этом не следует забывать, что выполняя эту заповедь, воин нарушает другую: «Не убивай».
В повести о Петре и Февронии, воюя со змием (злом), Петр при этом сам заразился некой болезнью, и потребовалось излечение через смирение. Поэтому солдаты после войны проходили, как бы сейчас сказали, реабилитацию, по церковным правилам их отлучали от причастия на три года и врачевали их души (что я рекомендую и современным солдатам). Православные воины воюют, движимые любовью к с своему Отечеству и родным, желая их защитить от зла, а не жаждою мести и ненависти.
По материалам газеты "Донбасс Восточный"
Узнать больше о жизни города можно, прочитав 42-й выпуск местного периодического издания. Газету "Донбасс Восточный" можно приобрести на территории города Свердловска и района в розничной торговле.