ОБЗОР ПРЕССЫ «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС»: «Когда уходила на пенсию, я целовала классную доску»
Есть учителя, которые навсегда западают в душу, те, которыми мы восхищаемся, влюбляемся и хотим быть похожими на них во всем, и не только во время обучения, но и всю оставшуюся жизнь. Лариса Караиван одна из таких. Яркая и одновременно скромная, динамичная, ответственная, - такой она была для своих учеников и коллег почти пятьдесят лет.

В кругу юных пионеров, 1980-е годы
Мы встретились с ней в день ее рождения, да и какая разница, сколько исполнилось лет, ведь настоящей красоте и интеллигентности возраст не помеха. На столе угощения, приготовленные с любовью и даже именинный пирог Телефон Ларисы Афанасьевны то и дело перебивает нашу беседу, но это приятно: значит, помнят, уважают и спешат поздравить прямо с утра. Неутомимая энергия, любовь и полная отдача своему делу, а также требовательность к себе, прежде всего - это и есть учитель, даже случайная встреча с которым остается в памяти навсегда.
Татьяна Тринова, выпускница 17 школы:
- Я вспоминаю Ларису Афанасьевну не только как учителя, но и элегантную женщину, ведь стиль ее одежды был деловым, и она всегда была на каблуках. Хрупкая, но властная и строгая женщина, однако эта строгость была не злая, она просто учила нас порядку, чистоте и красоте. Видела в нас прекрасное, помогала это раскрыть, но мы это поняли позже. Мы боялись того, что она нас будет ругать. Она не кричала, но говорила так, что возразить или не послушаться было невозможно.
Я ее очень люблю, при встрече с ней у меня возникает приятное, возвышенное ощущение внутри. Она особенная, прекрасная, привила нам понимание о порядках и правилах школы и жизни.
Несмотря на изящные формы, ее можно назвать «железной леди». Каждый ее ученик вспоминает ее с любовью и нежностью, хотя бывало всякое. Но у нее не было прогульщиков, двоечников, она находила время и внимание для каждого из нас. Она талантливый и сильный педагог: объясняла настолько хорошо, что понятно было каждому. Лариса Афанасьевна была стержнем нашей школы, который давал энергию и коллективу, и ученикам. А еще она знала всех (!) учеников школы по имени. Я восхищаюсь ею! Ее непопулярные методы и подходы нас аккуратно «отшлифовали», и мы стали теми, кем стали, только благодаря ей!
Лариса Афанасьевна
С детства и навсегда
- В детстве жила в поселке Комсомольском, - рассказывает Лариса Афанасьевна. - Мне было лет 6-7, когда за двором мелком на большой железной плите я учила писать и читать таких же, как я. В первом классе «влюбилась» в свою учительницу и решила, что обязательно буду педагогом! Позже, благодаря преподавателю по биологии и химии, я приложила все усилия и все-таки поступила на биологический факультет, одновременно пошла работать. Райком комсомола послал меня в 14 школу пионервожатой. Зашла в кабинет директора Ивана Михайловича Астанина, маленькая, худенькая, да еще попала под дождь по дороге, промокла вся, - просто жалкое существо. Он посмотрел на меня и произнес: «Да что она может сделать, вот эта пионервожатая?» Завуч по воспитательной работе Лариса Георгиевна Дубинская попросила: «Давайте возьмем, - может, что-нибудь из нее получится». Так я попала в сильную школу, где был мощнейший и большой педагогический коллектив. Достойные, грамотные, у меня появилось желание быть одной из них, частью этой большой семьи.
Пришла пионервожатой, но не знала работы, делала много ошибок, переживала, плакала. Но мне всегда было по душе вести активный образ жизни, иногда мои подопечные были всего на три года младше. Комсомольцев, пионеров, ребят нравилось поднимать, настраивать на добрые дела. Показывала своим примером, что нужно работать, действовать. Однажды мне доверили провести на семинаре показательный сбор дружины. После него секретарь райкома комсомола сказала: «Сегодня полезный семинар, мы посмотрели, как не нужно его проводить». Как мне было стыдно! Но через два года я стала одной из лучших пионервожатых в районе.
Благодаря Анне Константиновне Драник, после двух лет работы я как молодой специалист получила квартиру в Червонопартизанске. Евгения Герасимовна Халепо, ставшая на тот момент директором, однажды поставила меня, третьекурсницу, проводить химию в 8 классе. «Куда вы ее топите?» - были сомнения у коллег, смогу ли я держать класс и преподавать. Но она ответила: «Утонет - туда ей и дорога, а выплывет - значит, будет жить». Тогда мне казалось, что ученики этого возраста были уже взрослыми людьми, но я справилась, выплыла. Лаборант в кабинете химии, Галина Федотовна, за кроткость и телосложение называла меня Настенькой, по образу из сказки «Морозко». Однажды во время урока я почувствовала, что дисциплина теряется, и как «гаркнула!» - «Вот это Настенька..., - крайне удивилась Галина Федотовна. - Будешь жить!»
Через 7 лет я стала завучем по воспитательной работе. В административной работе чувствовала себя уверенно! В коллективе царили доверие и уважение к возрасту и опыту. Подходила индивидуально к каждому учителю и знала, у кого потребовать, а у кого просто попросить помощи или содействия. Институт мне дал диплом, а в 14 школе я прошла все университеты. Практически все педагоги были достойны того, чтобы брать с них пример. Это я и делала, старалась, чтобы уроки были разнообразными, насыщенными, запоминающимися. Старшие коллеги с большим опытом относились ко мне с уважением. Мне повезло, вокруг были хорошие люди. У Галины Григорьевны Доценко я училась красноречию, требовательности и решительности - у Ларисы Георгиевны Дубинской, высокой культуре - у Игоря Остаповича Колток, а интеллигентности - у большей части педагогов, это было визитной карточкой коллектива.
В 17 школе (Червонопартизанская гимназия), куда меня назначили директором в трудные 90-е, были свои асы в педагогике, и поначалу относились ко мне с недоверием. Но, увидев мое отношение к работе, приняли. Да, в общем-то, я ничего особенного не совершила, просто честно и добросовестно выполняла свои обязанности.
После был небольшой опыт работы в исполкоме, но мне не понравилось: не хватало звонков, уроков, детей, шума, не хватало доски, где я буду писать и, как дятел, долбить, рассказывать. Поэтому всю жизнь преподавала: в школе №24 (8), Свердловском инженерном факультете ДонГТУ в 12-й школе (гимназия №1). Уже в 61 год завуч Наталья Ивановна Третьяк предложила вернуться в родную школу. Всю жизнь была в напряжении, в форме: в любой момент меня подними, и я готова идти на урок.
Трудные дети и лидеры
- Сверкну иногда глазами или постучу по столу, если нужно образумить нарушителя дисциплины. А в основном убеждала: посажу и рассказываю о себе, те примеры, когда мне было тяжело. Иногда словами, исходящими от сердца, доводила до слез, а после «трудный подросток» просил еще побыть в кабинете, чтобы отойти от эмоций. Ольга Акимовна, учитель из 17 школы, удивлялась: «Я не знаю, что Вы там делаете с ними, но на полгода этого хватает».
Судьбу одного из трудных детей я знаю - он нашел применение своей неуемной энергии в жизни, стал обеспеченным, успешным предпринимателем. Своим же детям я повторяла: «Троечник в школе - троечник по жизни», хотя это спорно. Но считаю, что надо учиться хорошо.
Всем родителям советую: нужно с детьми разговаривать по-взрослому, терпеливо, без оскорблений, унижений. Настраивать на то, что во всех неуспехах нужно искать причину в себе. Но в то же время все хорошее в трудном подростке, даже самое малое, нужно отмечать, хвалить, повышая его стремление стать лучше. А с учителем обязательно уважительно побеседовать отдельно.
По моим наблюдениям, детей, которым суждено стать руководителями любого ранга, видно с самого детства. Они рождаются такими, но важно, кто рядом. А если повезет, и рядом окажется добрый наставник, который поможет, подтолкнет в нужном направлении, это природное качество разовьется и укрепится.

С коллегами Ниной Егоровной и Ларисой Георгиевной
Наследники
- Мне кажется, что сегодня учителям труднее, чем было нам. В то время была сердечность, и дети были понятные. Сейчас у педагогов бесконечные отчеты, занятия онлайн, все компьютеризировано. Сегодня другая эпоха, дети в основном закрытые, в телефоне, в себе. Но мне кажется, что и молодые учителя более равнодушны к тому, что ребенок не усвоил тему. Когда я пришла на работу, была установка: непременно должно получиться хорошо! Учитель должен найти взаимопонимание.
Несколько моих учениц стали учителями биологии: Ирочка Петунина, Ирочка Ачкасова, Лена Карякина. Моя племянница Татьяна Равковская, завуч из Комсомольской школы, с детства решила стать такой, как я.
Педагог всегда и везде должен помнить свой статус, быть человечным и порядочным. Есть учителя от Бога, а есть - не дай Бог. Случайные люди в педагогике, как и в любой профессии, встречаются. Но я верю, что большинство педагогов являются образцом для своих учеников.
Любовь и дружба
- Бывало, что на выпускных вечерах девочки признавались в том, что шли на урок, чтобы посмотреть на мой новый наряд, а еще подстригались так, как я. Один из учеников через 30 лет признался в любви, рассказал, что ходил на урок, чтобы на меня посмотреть. Незабываема для меня реакция полного актового зала на вечере встречи с выпускниками. Я немного опоздала и стояла в стороне, но кто-то со сцены меня увидел и поприветствовал. В следующий момент случился «взрыв» всего зала! Они кричали, хлопали, радуясь моему приходу. Я опешила от такой реакции, было очень приятно!
В последнее время именинница занимается восстановлением здоровья. В этом ее активно поддерживают сыновья и подруги Елена Вячеславовна Мирошниченко и Татьяна Михайловна Беляева, с которыми вместе идут по жизни полвека. Лариса Афанасьевна скучает за той активной жизнью. Но мою собеседницу можно смело назвать счастливым человеком. Ведь у нее было две любви в жизни: она с удовольствием шла на работу, и с таким же чувством - домой.
Надежда Константинова, по материалам газеты «Восточный Экспресс»